О взаимодействии общественного объединения потребителей с субъектами предпринимательской деятельности

Общественные объединения потребителей п.п.1 и 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» наделены полномочиями по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав потребителей, истребованию от продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, представления документов (выполнения действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя установлена законом.

На практике, субъекты предпринимательской деятельности возражают против проведения мероприятий общественного контроля, осуществляемых общественными объединениями потребителей, квалифицируют их как проверки и ссылаются на их неправомерность в силу того, что общественные организации не отнесены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к контролирующим органам, имеющим право осуществлять проверки в отношении субъектов предпринимательской деятельности,
В таких случаях «проверяемые» индивидуальные предприниматели и юридические лица интерпретируют действия общественных организаций как неправомерные, приписывают им антиобщественные, корыстные цели, злоупотребление правом и т.п.
Проанализировав положения действующего законодательства, Объединение потребителей считает, что не могут квалифицироваться как противоправные действия общественных контролеров, основанные на полномочиях, выраженных в законе и в Уставе Объединения.
И напротив, действия субъектов предпринимательской деятельности, выразившиеся в направлении в правоохранительные органы информации о преступном поведении общественных контролеров (вымогательство и т.п.) и не имеющие достаточных оснований, должны квалифицироваться как заведомо ложный донос (статья 306 УК РФ).
По мнению Объединения, во избежание споров о правомерности действий, осуществляемых представителями Объединения потребителей России (далее – Движение), его региональных и местных отделений в связи с проведением мероприятий общественного контроля; просветительской и разъяснительной деятельности; оказанием правовой помощи и поддержки субъектам предпринимательской деятельности; а также получением денежных средств от граждан, юридических лиц в целях обеспечения своей деятельности, необходимо руководствоваться следующим.
1.Исходя из общих начал гражданского законодательства, добросовестность и разумность действий общественного объединения предполагается (пока не доказано иное).
Указанный принцип распространяется и на действия групп общественного контроля, связанные с истребованием от продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, представления документов и/или *выполнения действий, обязанность представления которых по требованию потребителя установлена законом, а также с принятием мер общественного воздействия (передача сведений о фактах нарушений прав потребителей в орган государственного надзора и органы местного самоуправления для проведения проверки этих фактов).
Субъекты предпринимательской деятельности, если они считают, что неправомерными действиями общественных объединений нарушены его права и свободы, не лишены права обжаловать их в судебном порядке.
2. Материальной основой деятельности общественных объединений являются источники формирования имущества, предусмотренные в п. 1 ст. 31 Федерального закона «Об общественных объединениях»: вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.
3. В соответствии с Уставом Объединения (http://www.potrebitel-russia.ru/?id=65) участие в развитии и совершенствовании института общественного контроля и защиты потребительских прав является одной из основных целей Объединения потребителей России (п. 2.1. Устава).
Для достижения уставных целей Объединение вправе:
- проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей и осуществляет иную деятельность, не запрещенную действующим законодательством Российской Федерации, направленную на достижение уставных целей Движения (например, проверять соблюдение прав потребителей проводятся Объединением потребителей России в форме общественного контроля) (п.п. 3.1.10, 4.1.9 Устава);
- взаимодействовать с предпринимательскими организациями по вопросам, связанным с уставными целями Движения и практической защитой прав и интересов потребителей, повышения благополучия человека (п. 4.1.8 Устава);
- совершать любые, не противоречащие закону и настоящему Уставу сделки и иные юридические действия с физическими и юридическими лицами (п. 4.1.20 Устава).
- свободно распространять информацию о своей деятельности, осуществлять пропаганду своих взглядов, целей, задач (п. 4.1.1.Устава);
- в целях создания материальных и финансовых условий для реализации уставных задач формировать свое имущество, в том числе денежные средства, за счет:
добровольных взносов и пожертвований (п. 17.5.1 Устава);
доходов от предпринимательской деятельности (п. 17.5.2 Устава);
поступлений от гражданско-правовых сделок (п. 17.5.3 Устава);
поступлений от грантодателей (п. 17.5.4. Устава);
других, не запрещенных законом поступлений (п. 17.5.5 Устава).
Согласно с п.п. 17.6. - 17.7 Устава добровольные взносы и пожертвования Движению, его Региональным и Местным отделениям в виде денежных средств, осуществляются безналичным перечислением и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются добровольные пожертвования от физических лиц путем передачи наличных денежных средств Движению, его Региональным и Местным отделениям.
На основании вышеприведенных положений закона и Устава Объединения потребителей России приходит к выводу о том, что Объединение потребителей России, являющееся юридическим лицом, обладает всей полнотой полномочий, предусмотренных законом и Уставом объединения.
В частности, при осуществлении своей деятельности Объединение потребителей вправе:
- осуществлять мероприятия по общественному контролю в порядке и формах, разработанных Объединением;
- самостоятельно принимать решение о применении к продавцу (исполнителю) мер общественного воздействия (обращение с предложением о добровольном устранении выявленных нарушений, информирование органов государственного надзора и органов местного самоуправления, обращение в Прокуратуру, обращение в СМИ и т.п.);
- осуществлять взаимодействие с гражданами и юридическими лицами, в том числе
- свободно распространять информацию о деятельности Объединения, пропагандировать свои взгляды, цели, задачи;
- разъяснять положения потребительского законодательства
- предлагать оказание им юридической помощи на основании договоров, иную юридическую и информационную поддержку;
- принимать от граждан наличные денежные средства в виде добровольных пожертвований;
- принимать от юридических лиц денежные средства в виде добровольных пожертвований путем безналичных перечислений;
- принимать иные поступления в порядке и способами, предусмотренными Уставом.
В то же время, во избежание споров о правомерности тех или иных действий необходимо иметь в виду следующее:
1. При осуществлении мероприятий общественного контроля общественные контролеры обязаны иметь письменные полномочия общественного объединения, оформленные в соответствии с требованиями законодательства и Устава.
2. По факту выявленных нарушений общественные контролеры не вправе изымать документы, товары, составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать штрафы.
3. Не противоречат Уставу: проведение с субъектами предпринимательской деятельности разъяснительной (просветительской) работы, информирование о деятельности Объединения, осуществление предложений по оказанию юридической помощи на основании договоров, в том числе и на возмездной основе, просьба* сделать пожертвование на общеполезные цели.
В то же время является незаконным требование** от субъектов предпринимательской деятельности уплаты денежных средств, совершения каких-либо действий в пользу, как самих общественных контролеров, так и общественного объединения под угрозой*** распространения сведений, позорящих субъект предпринимательской деятельности, либо которые могут причинить существенный вред его правам или законным интересам. В таких действиях может быть усмотрен состав преступления «Вымогательство», предусмотренный ст. 163 УК РФ.
5. Действия субъектов предпринимательской деятельности, выразившиеся в направлении в правоохранительные органы информации о преступном поведении общественных контролеров (вымогательство и т.п.) и не имеющие достаточных оснований должны квалифицироваться как заведомо ложный донос (статья 306 УК РФ).

______________________
*Просьба – оставляет решение вопроса о необходимости или возможности выполнения просьбы на усмотрение лица, к которому обращена просьба.
** Требование - строгое указание, предполагающее безусловное его выполнение. Форма требования (устно, письменно, лично или с использованием различных коммуникационных средств, грубо или изысканно-вежливо) значения не имеет.
***Угроза - обещание причинить неприятность, зло (выражается в трех формах: применения насилия, уничтожения, повреждения имущества, шантажа. Характер угрозы на квалификацию не влияет).