Письмо от Общественной палаты Мурманской области

Письмо от Общественной палаты Мурманской области

На заседании экспертного совета системы общественного контроля в сфере ЖКХ Общественной палаты Мурманской области рассмотрен проект Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (Приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»).
В ходе обсуждения было отмечено, что узел учета тепловой энергии (далее УУТЭ) является своего рода «весами», которые используются при купле-продаже товара (тепловой энергии). В отличие от существующей рыночной практики, при которой весы имеет продавец, продажа тепловой энергии происходит по «весам» покупателя (население), при этом, конструктивное исполнение «весов», их монтаж и настройка происходит под контролем продавца товара (РСО). Такая схема заложена в Правилах от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее - Правила о коммерческом учете) и в проекте Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Покупатель товара (собственник «весов») даже не участвует при вводе в эксплуатацию своих «весов», т.к. согласно пункта 62 а) Правил о коммерческом учете тепловой энергии, в этой процедуре, по мнению ресурсоснабжающих организаций (далее - РСО), должен участвовать потребитель, понятие которого заложено в пункте 9 статьи 2 Федерального Закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ «потребитель - лицо, приобретающее тепловую энергию .... для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления», т.е. управляющая организация, ТСЖ, ЖСК и др. В то же время, пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах от 06.05.2011 № 354 приведено иное понятие: «потребитель — лицо, ... потребляющее коммунальные услуги», т.е. население.
Управляющие организации, в отличие от РСО, не имея экономического интереса в оснащении МКД узлами учета тепловой энергии, не участвуют в настройке УУТЭ («весов») при приемке их в эксплуатацию. В тоже время, от настройки УУТЭ («весов») зависят платежи населения за товар (тепловую энергию), который продает РСО. Товар, который продает РСО, должен соответствовать не только показаниям «весов», но и качеству, которое влияет на условия проживания в МКД. Последнее время системы отопления МКД оснащаются высокоэффективным оборудованием для перехода на независимую систему отопления и для системы горячего водоснабжения - пластинчатые теплообменные аппараты, которые по своему конструктивному исполнению требуют качественную сетевую воду. В то же время, в пункте 107 Правил о коммерческом учете тепловой энергии отсутствует требование к качеству сетевой воды. Об отношении РСО к качеству сетевой воды говорят результаты лабораторных исследований, проведенных на 27-ми системах теплоснабжения Мурманской области (см. табл.). Такая сетевая вода поступает в МКД, оснащенные пластинчатыми теплобменными аппаратами, КПД которых снижается до КПД «паровоза» буквально через несколько месяцев их работы. При зависимой схеме теплоснабжения, такая вода снижает эффективность работы внутридомовой системы отопления (отложения в радиаторах из-за наличия в сетевой воде железа, коррозия труб из-за повышенного содержания кислорода и др.).
Учитывая вышеизложенное, экспертный совет системы общественного контроля в сфере ЖКХ Общественной палаты Мурманской области предлагает:
- внести дополнение в Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, по участию населения МДК в процедуре оснащения МКД УУТЭ через Советы домов, организованные в соответствии со статьей 161.1 Жилищного Кодекса РФ;
- предлагаемые Методикой формы актов ввода в эксплуатацию УУТЭ привести в соответствие с пунктом 62 Правила о коммерческом учете тепловой энергии, где потребителями должны быть два лица:
а) потребитель - лицо, приобретающее тепловую энергию .... для
оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления»,
т.е. управляющая организация, ТСЖ, ЖСК и др.
б) потребитель — лицо, .... потребляющее коммунальные услуги, т.е.
население в лице председателя Совета МКД.
- дополнить пункт 107 Правила о коммерческом учете тепловой энергии
требованиями по качеству сетевой воды.
Предлагаемые изменения в Методику позволят исключить монопольный диктат РСО при оснащении МКД УУТЭ и позволят населению реально участвовать в управлении общим имуществом своего дома.
Приложение: бланк анализа воды (сводный) на 4 л. в 1 экз.

Секретарь палаты Ю.Ю.Мананков